Мифы и правда абсентаСмешавшись с водой, жидкость стала желтовато-молочного цвета. Одна такая кружка заменяла собой все вечерние газеты, все вечера в парижских кафе, все каштаны, которые, наверное, уже сейчас цветут, больших медлительных битюгов на внешних бульварах, книжные лавки, киоски и картинные галереи, парк Монсури, стадион Буффало и Бют-Шомон, "Гаранти траст компани", остров Ситэ, издавна знакомый отель "Фойо" и возможность почитать и отдохнуть вечером, — заменяла все то, что он любил когда-то и мало-помалу забыл, все то, что возвращалось к нему, когда он потягивал это мутноватое, горькое, леденящее язык, согревающее мозг, согревающее желудок, изменяющее взгляды на жизнь колдовское зелье". (Эрнест Хемингуэй, роман "По ком звонит колокол") АБСЕНТ (франц. absinthe) — крепкий алкогольный напиток, изготавливаемый с использованием полыни, обладающий зеленоватым цветом и крепостью до (70 — 75)°. Абсент также иногда называют полынной водкой.
Современная методика приготовления абсента состоит в настаивании на крепком растворе спирта полыни с добавлением некоторых других лекарственных трав (фенхель, мелисса, иссоп, анис, можжевельник и др.) и последующей перегонкой полученного спиртового раствора вместе с летучими компонентами, полученными из трав.
Современному абсенту предшествовали разные напитки с использованием экстракта полыни, которые приготовлялись еще в древности. Так, Плиний Старший (23 — 79 гг. н.э.) упоминал о вине с экстрактом полыни для терпкости. В Древней Греции победитель в гонке колесниц выпивал из кубка вино, настоянное на полыни и впитавшем ее экстракт. Это вино должно было напоминать победителю, что слава имеет не только приятную, но и гоpькую, ожесточенную сторону. Древние греки применяли полынную настойку и в лекарственных целях, а в средневековой Англии было распространено горячее пиво с полынью, называвшееся "purl".
Рецепт современного абсента появился в конце XVIII века, а история его возникновения в общих чертах выглядит следующим образом. Некая мадам Энрио в Швейцарии изготовляла лечебную настойку из полыни, которую и употребляла. Этой настойкой заинтересовался французский доктор по имени Пьер Ординер (Pierre Ordinaire), проживавший в маленькой деревне в западной Швейцарии.
Пьер Ординер начинает экспериментировать с дикорастущей полынью, изучая её свойства. Предположительно в 1792 г. он разработал рецепт настойки для пациентов, которая включала следующие травы: полынь (Artemisia absinthium), анис (Pimpinella anisum), иссоп (Hussopus officinalis), мелисса (Melissa officinalis), ясенец (Dictamnus albus), аир (Acorus calamus), фенхель (Foeniculum vulgare), кориандр (Coriandrum sativum), вероника (Veronica officinalis), ромашка (Matricaria recutita) и даже петрушка (Petroselinum sativum). Рецепт стал популярным.
После смерти мадам Энрио её дочери (по другой версии рецепт попал к этим сестрам после смерти Пьера Ординера) продали рецепт майору Дюбье (Dubied), который вместе с Анри-Луи Перно (Henri-Louis Pernod) организовал первое промышленное производство абсента в г. Понтарлье (Pontarlier) (Франция). Затем во Франции и Швейцарии появилось несколько компаний, занимавшихся производством и продажей абсента и конкурирующих между собой. В общем, в XIX столетии производство и продажа абсента составляли целую отрасль промышленности.
Абсент стал особенно популярным напитком во Франции во второй половине XIX века. Существовали даже специальные кафе и клубы для поклонников абсента. С 1875 по 1913 годы во Франции потребление абсента на душу населения выросло в 15 раз, например, в 1913 году французы выпили около 40 миллионов литров абсента. В 1837 году абсент появляется в Америке в Новом Орлеане под фирменными названиями "Зеленый Опал" ("Green Opal") и "Млечный путь" ("Milky Way").
Хотя абсент можно употреблять по всякому, в том числе и в коктейлях, но все же установился несколько особый ритуал его употребления. На стакан или бокал с абсентом помещали серебряное ситечко (так называемую ложку для абсента), в ситечко клали кусочек сахара (считалось, что легкая сладость смягчает вкус абсента) и сверху лили холодную воду. При разбавлении прозрачный зеленый абсент превращался в желтоватый опалесцируюший раствор. Этот ритуал притягивал не меньше, чем необыкновенный вкус напитка и его возбуждающее действие.
В наше время чаще применяется несколько иной вариант: в чайную ложку кладут немного сахара, затем в ложку наливают абсент, после чего абсент в ложке поджигают и ждут расплавления сахара. Полученную карамель быстро выливают в бокал с абсентом и размешивают.
Особую популярность абсент приобрел среди творческой богемы того времени. Как известно, творческие люди любят все неординарное и необычное, возможно поэтому их притягивал ритуал потребления абсента, а возможно необыкновенный вкус и цвет напитка и его возбуждающее действие. Но так или иначе, но считалось, что абсент пробуждает новое восприятие мира, приносит с собой творческое вдохновение, необыкновенные чувства и ощущения. Даже пронесся слух, что после выпитого стакана абсента женщины гораздо желаннее.
Абсент стал модным и даже получил ещё одно название — "Зелёная Фея", так как утвердилось мнение, что абсент рождает в сознании причудливые образы. Абсент пили и восхваляли, художники увековечивали его в картинах, писатели и поэты — в своих произведениях, называя абсент "Зеленой Музой".
"Смешавшись с водой, жидкость стала желтовато-молочного цвета. Одна такая кружка заменяла собой все вечерние газеты, все вечера в парижских кафе, все каштаны, которые, наверное, уже сейчас цветут, больших медлительных битюгов на внешних бульварах, книжные лавки, киоски и картинные галереи, парк Монсури, стадион Буффало и Бют-Шомон, "Гаранти траст компани", остров Ситэ, издавна знакомый отель "Фойо" и возможность почитать и отдохнуть вечером, — заменяла все то, что он любил когда-то и мало-помалу забыл, все то, что возвращалось к нему, когда он потягивал это мутноватое, горькое, леденящее язык, согревающее мозг, согревающее желудок, изменяющее взгляды на жизнь колдовское зелье". (Эрнест Хемингуэй, роман "По ком звонит колокол")
Абсент потребляли художники Эдуард Мане, Ван Гог, Пабло Пикассо, поэты Гийом Аполлинер, Поль Верлен, Эрнест Доусон, Артюр Рембо, автор сюрреалистических пьес Альфред Жари, писатели Эдгар По, Мопассан, а также Оскар Уальд и многие другие.
Вот лишь некоторые интересные факты: в 1859 году Эдуард Мане создал свою знаменитую картину "Любитель абсента", Ван Гог в 1887 году написал натюрморт с графином и бокалом абсента, а Пабло Пикассо в 1901 году написал картину "Любительница абсента" (эта картина ныне находится в Эрмитаже).
Но широкое распространение абсента привело к многочисленному злоупотреблению им. Все больше потребляющих абсент людей проявляли признаки алкоголизма, неадекватного поведения и временного помешательства. Некоторые даже кончали самоубийством. Появились предположения, что абсент наносит вред здоровью. Возник даже термин Абсентизм (лат. absinthismus) — алкоголизм вследствие злоупотребления абсентом. Для абсентизма характерны слуховые и зрительные галлюцинации, проявления головокружения, склонность к эпилептическо подобным припадкам.
В 1859 году появился труд француза Огюста Моте на соискание медицинской степени. Работа называлась "Об алкоголизме и ядовитом действии абсента на организм человека", но на нее не обратили должного внимания.
В 1864 году в одном из ведущих научных журналов была опубликована короткая заметка врача Луи В. Марсе из известной парижской клиники Бисетр. В заметке описывались домашние животные — кролики и собаки после подачи им эссенции из абсента, в результате чего у них возникали конвульсии, происходило непроизвольное опорожнение кишечника, дыхание становилось ненормальным и появлялась пена у рта.
Ученик Марсе — психиатр Валантэн Маньян продолжил исследования о влиянии абсента на организм в психиатрической больнице св. Анны, где Маньян с коллегами наблюдали проявление галлюцинаций от абсента у людей и животных. Так собаки, получавшие дозу абсента, бросались на глухую стену, как на воображаемого противника. Однократная достаточно большая доза абсента вызывала конвульсии, схожие с эпилептическим припадком. Ряд контрольных опытов показал, что не все компоненты абсента обусловливают эти явления, а лишь только экстракт полыни причастен к ним.
В медицинском энциклопедическом словаре издания 1865 года абсентизм уже определяется как разновидность алкоголизма, но при этом отмечается непричастность собственно алкоголя к особым специфическим неврологическим проявлениям этого заболевания.
В 1900 году немецким ученым Ф. Земмлером была опубликована химическая стуктура вещества туйона (thujone), выделенного из масла полыни, — пахучего вещества, воздействующего на двигательные центры головного мозга и на ядра мозжечка.
В 1907 году в одном американском еженедельном издании было отмечено все возрастающее потребление в Америке "зеленого проклятия Франции" — абсента, со всеми связанными с этим последствиями, что привлекло внимание Департамента Сельского Хозяйства США. Исследования должны были прояснить этот вопрос. В 1912 году Департамент Сельского Хозяйства принял решение о запрете абсента в Америке, а в 1915 году абсент запретили и во Франции (хотя фактически удалось установить запрет лишь несколькими годами позже).
К 1916 году европейскими и американскими исследователями было окончательно доказано, что именно туйоном вызваны специфические болезненные явления, возникающие в результате злоупотребления абсентом, поэтому в начале XX века благоразумная часть общества ополчилась против абсента. Вопреки сопротивлению его поклонников, результаты этих исследований стали основанием для запрета абсента в ряде стран. Все таки прав был Луи Пастер, который считал именно вино самым здоровым и гигиеничным напитком.
Бытует мнение, что причина запрета абсента — это дело рук многочисленных виноделов и виноторговцев, ведь по некоторым данным абсент отбил до 30% винного рынка Франции. Хотя есть очень большая доля вероятности в том, что это мнение pаспpостpанили продавцы абсента, с грустью мечтая об утерянном рынке и прибылях. Но так или иначе, а в настоящее время абсент запрещен во Франции, в США, в Швейцарии и ряде других европейских стран.
Но абсент еще производят до сих пор в Чехии и Испании. Лидером в производстве абсента сейчас является Чехия, в частности фирма "Хилл'с Ликёр" (одна из марок абсента — Hill's Absinth).
В наше время производимый абсент несколько отличается от французского напитка XIX века. Производители абсента уменьшили содержание туйона, другие вообще от полыни отказались, сделав вместо нее главным компонентом разновидности аниса и выпуская абсентоподобные напитки. Например, Пасти (Pastis), в качестве основы используется звездчатый анис; Белый Перно (Pernod Blank) на основе белого аниса (напиток белого цвета); Рикар (Ricard) - напиток красноватого цвета, сделанный на основе звездчатого китайского аниса и ароматических трав Прованса.
Правда, при производстве современных напитков уменьшение экстракта полыни или отказ от полыни скорее всего является следствием не добропорядочности производителя, а регламентирующими нормами и правилами Евpопейского Сообщества (ЕС), поэтому умеренное употребление современного абсента и ему подобных напитков не угрожает здоровью.
По замечаниям пивших современный абсент, он уже не вызывает столь желанное появление "Зеленой Феи", пpичиной этого, по всей видимости, является снижение концентpации экстракта полыни, а следовательно и туйона.
Автоp матеpиала — Diter, vinum.narod.ru
|